VIP-Интервью
26.01.2012

Константин Богатырев: На рынке кредитования выживут те, кто принципиально поменяет подход. Мы это уже сделали!

Константин Богатырев: На рынке кредитования выживут те, кто принципиально поменяет подход. Мы это уже сделали!В конце минувшей недели на Гайдаровском форуме «Россия и мир: 2012–2020» глава Сбербанка Герман Греф заявил, что долговые проблемы европейских стран закрыли внешние рынки заимствований для отечественных кредитных учреждений. Такая ситуация, по мнению аналитиков, может привести к нехватке ликвидности, и тогда в стране может начаться «кредитный голод». Однако, как известно, проблема с ликвидностью обозначилась в российском финсекторе уже в конце ушедшего года. Тем не менее, многие банки сумели не только нарастить кредитный портфель, но и объявили об амбициозных планах по его приросту в 2012 году. Уральский банковский рынок — не исключение. Дать объективную оценку перспектив развития потребительского кредитования на Урале мы попросили заместителя председателя правления банка «Кольцо Урала» Константина Богатырева.

— Константин Петрович, как вы оцениваете итоги развития сектора потребительского кредитования в прошедшем году?

— Мы внимательно отслеживаем ситуацию на этом рынке. И основные тенденции его развития можно определить следующим образом: участники рынка потребительского кредитования разделились на две группы. Первые находились в определенной стагнации, не наращивая портфель потребительских кредитов, а зачастую — сокращая его. Вторые росли и укрепляли свои позиции.

Думаю, что в 2012 году такая неравномерность сохранится. Ведь причина данного разделения лежит в политике кредитных организаций, в тех уроках, которые они вынесли из кризиса 2008–2009 годов. Банки, сильно пострадавшие от кризиса ликвидности 2008–2009 годов и столкнувшиеся с серьезными проблемами при возврате кредитов, сегодня не стараются развивать кредитные направления, а делают упор на комиссионных операциях, прежде всего — обслуживании счетов и расчетов. Для них стагнация в вопросах привлечения вкладов и выдаче кредитов — не признак плохой работы, а следование определенной рыночной стратегии.

Банки из второй группы, напротив, сохранили ставку на развитие кредитного направления и значительно усилили свои позиции на этом рынке.

— Как изменялась ситуация на кредитном рынке в течение года? Кто определял основные векторы развития рынка?

— Действительно, и цены, и условия на рынке потребительского кредитования в 2011 году очень сильно менялись. За год стоимость кредитов снизилась, условия по кредитам стали более мягкими. «Маркетмейкерами», определяющими эти изменения, стали, конечно же, крупные государственные банки. Они задавали настроение и меняли потребительское поведение заемщиков, определяли стоимость кредитов. Остальные участники были вынуждены следовать тем же курсом, который прокладывают гиганты отрасли, либо проигрывать и уходить с рынка.

Собственно говоря, в таком положении закончился 2011 год. Рынок вырос: большие банки стали еще больше, средние банки заметно укрепили свои позиции, малые банки свои позиции не поменяли и занимались скорее внутренними проблемами, а не увеличением доли рынка.

— Какие тенденции будут определять развитие рынка кредитования в 2012 году?

— Что касается ситуации на 2012 год, то сейчас в обсуждениях на первое место выходят вопросы с обеспечением ликвидностью банковской системы. И мы видим, что даже крупнейшие госбанки остро ставят вопрос о фондировании своего бизнеса. Дело в том, что иностранные, оптовые источники средств на сегодняшний день нашей банковской системе недоступны. Объективно говоря, наш рынок относится к категории emerging-market (развивающиеся, рисковые рынки. — Прим. ред.), и зарубежные инвесторы не готовы вкладывать сюда капитал в ситуации, когда и у них «дома» не все в порядке с надежностью вложения средств. Они уверены, что если уж у них плохо, то на рисковых рынках будет еще хуже. Мы видели, что даже иностранные банки, которые здесь имеют свои дочерние представительства, привлекая вкладчиков на нашем рынке, пассивы выводили в свои материнские компании. То есть ликвидность бралась у наших вкладчиков и отправлялась за границу, а не наоборот, как было до 2008 года. Поэтому источников фондирования бизнеса осталось не так много.

Стоит отметить, что для банков разного «калибра» существуют разные источники пассивов. Так, большие банки довольствуются государственными деньгами, средствами бюджетов различных уровней. Средние и малые банки не имеют доступа к этим деньгам и вынуждены привлекать средства с рынка. А это сегодня, в первую очередь, вклады физических лиц и депозиты юридических лиц. Периодически открывается возможность привлечения облигационных займов. Но на примере облигационных займов небольших эмитентов видно, что расходы по таким бумагам для банка вполне сопоставимы со стоимостью депозитов.

Наша экономика еще не доросла до тех кризисных явлений, которые происходят сегодня в Европе, наша экономика — растущая, и ей нужны дешевые кредиты: производителям — для быстрого наращивания производства, потребителям — для улучшения условий жизни, ведь время идет, а сделать еще нужно многое.

В последнее время потребность рынка позволяет выдавать большое количество кредитов, а источников фондирования остается не так много. Таким образом, можно констатировать, что именно возможность привлечения средств будет определять развитие рынка потребкредитования и нашей экономики в будущем году.

— Удастся ли банкам найти достаточные объемы фондирования для того, чтобы не сделать кредиты слишком дорогими?

— Это серьезный вопрос, над которым работают сейчас практически все банки. Конкуренция за деньги вкладчиков приводит к росту ставок. В таких условиях одним из способов формирования дополнительной ликвидности могут являться кредиты ЦБ РФ — под залог ценных бумаг в более широком списке эмитентов, или под залог имеющихся обеспеченных кредитов, или даже кредиты без залога. При этом банки нуждаются в увеличении сроков таких займов, чтобы кредитные организации имели возможность выдать кредиты не на полгода, а на более длительный срок. Конечный же потребитель сможет в этом случае этими деньгами пользоваться дольше, тем самым сокращая для себя финансовую нагрузку.

Центробанк как регулятор имеет инструменты, позволяющие насытить систему ликвидностью, и к этим инструментам в 2009–2010 годах уже имели доступ многие банки. Этот инструмент уже показал свою эффективность, и думаю, что в случае необходимости он снова заработает. Основной проблемой кризиса 2008 года для нашей экономики стал эффект неожиданности. Но сегодня ситуация стала понятной, и поэтому ничего страшного уже не случится.

Однако ситуация с участниками рынка останется неравномерной. Те банки, которые решат вопрос с фондированием, будут стараться увеличить свой кредитный портфель. Если же банк вопросы с привлечением денег и их стоимостью решить не сможет, то розничный бизнес такого кредитного учреждения неизбежно перейдет в состояние стагнации. Поэтому можно предположить, что структура рынка продолжит меняться тем же образом, что и в 2011 году.

— На нашем региональном рынке наблюдается две тенденции. С одной стороны, становится все больше и больше игроков. С другой стороны, несколько крупных организаций постоянно увеличивают свою рыночную долю. Как эти два процесса между собой соотносятся и каких можно ожидать итогов?

— В конечном итоге приход новых игроков приводит к обострению конкуренции. Ставки по кредитам падают, доходность банков снижается. Следствия этого очевидны: со временем количество активных участников будет уменьшаться.

Сегодня сформировались два сегмента потенциальных потребителей заемных средств. С одной стороны, есть надежные заемщики с положительной кредитной историей и устойчивым источником дохода. Они идут в банки, которые предлагают ставку по кредитам от 18 до 25% годовых (дешевые кредиты). В этой категории работает не так много банков. Вторая категория заемщиков — менее надежные, с относительно неустойчивым источником дохода. Для данной категории ставки в банках находятся в коридоре от 25 до 30% (дорогие кредиты). Но и конкуренция в этом сегменте очень жесткая.

Если банк сможет перейти в категорию дешевых кредитов, то он будет конкурировать с меньшим количеством банков. Однако необходимо понимать, что другим банкам невыгодно пускать на территорию новых игроков, и они имеют для этого определенный набор финансовых инструментов. Пустить сюда еще кого-то — значит поделиться своими клиентами.
Если же банк не может выдавать дешевые кредиты, то он будет вынужден бороться со множеством рядовых участников в сегменте с уменьшающимся количеством заемщиков. Уменьшение пула потенциальных потребителей дорогих кредитов объясняется постепенным переходом их в группу с устойчивым источником дохода.

— Что же делать в этой ситуации региональным банкам, в том числе «Кольцу Урала»?

— Мы приняли решение присутствовать на обеих конкурентных площадках. С одной стороны, мы дополнили существующую линейку кредитов дешевыми продуктами. Это позволит нам бороться за заемщика с крупными банками. С другой — оставили в линейке кредиты подороже и продолжим конкуренцию на рынке быстрых кредитов.

Если некоторые банки работают только в сегменте дешевых кредитов, условно говоря — от 18–25%, то мы будем работать в диапазоне от 18 до 35%, то есть удовлетворять спрос в том числе и на дешевые кредиты. Позиция крупных банков проста: мы вам дадим ставку 20%, если вы принесете определенный набор документов, и на этом предложение для клиента заканчивается. Мы же принципиально поменяли подход к кредитованию. Наше предложение несколько иное. Мы говорим: с таким же набором документов мы даем вам такую же ставку. Но если вы хотите предоставить меньше документов, мы вам все равно дадим кредит, но подороже. Таким образом, банк «Кольцо Урала» предлагает клиенту самостоятельно выбрать ставку по кредиту (в зависимости от предоставляемого пакета документов).

Вторая задача, над которой мы сейчас будем работать, — это удешевление пассивной базы для того, чтобы иметь возможность успешней конкурировать на рынке дешевых кредитов. И определенные ресурсы у нас для этого есть: работа на всех направлениях рынка (как в сегменте дорогих, так и дешевых кредитов) позволит нам увеличить среднюю маржу. Это же, в свою очередь, даст нам возможность на равных бороться с конкурентами даже при более высокой цене привлеченных средств.

— Не секрет, что основная проблема с дешевыми кредитами — в вопросе риска. Большие банки решают ее за счет больших объемов. Какое решение будете использовать вы?

— Решение здесь одно — более тщательная проверка заемщика с точки зрения его финансовой дисциплины. Хорошему заемщику нечего скрывать. Более того, он сам готов подтвердить свои позиции для получения более дешевого кредита. И мы ему в этом не препятствуем, предлагая на выбор серию дешевых кредитов.

— Какие еще у вас есть хитрости, как снижаете риски и делаете более дешевыми кредиты? Ведь глубокая проверка — это огромный труд работников, который тоже надо оплачивать.

— Необходима поточная технология, большие объемы и постоянная работа по снижению себестоимости обработки заявки. Сегодня мы работаем над сокращением любых издержек, задумываемся над вопросом, как сократить время, сделать так, чтобы заявка заводилась не 30 минут, а 20, для того чтобы не набирать новых людей, а увеличить производительность труда уже имеющегося персонала. Нам нужно, чтобы документы распечатывались не на 10 страницах, а на трех, чтобы и тут расходы не нести и время сократить. Мы стремимся к тому, чтобы обработка кредитной заявки была стандартизирована, чтобы человек во время процесса не задавал вопросов «Как это сделать?», а действовал по стандарту и методике, отражая только конкретные, нужные позиции.

В результате нами создана постоянно самосовершенствующаяся технология, над которой мы постоянно работаем, потому что понимаем: один человек может обрабатывать больше заявок, если автоматизировать все, что можно автоматизировать. Изменения в технологии позволили за единицу времени совершать больше операций. И конечно, с дешевыми кредитами работать выгодно, так как риски по ним минимальны. Если найден баланс между расходами и доходами, то ты можешь работать с дешевыми кредитами, понимая, что доход будет на нужном уровне. Стоимость проверки заявки относительно стоимости кредита возрастает, а снижение потерь и рисков вытягивает баланс в выгодную сторону.
Вернуться в раздел » VIP-интервью
Материалы по теме
02.04.2012 ООО КБ «Кольцо Урала» продолжает улучшать условия потребительского кредитования

УрБК, Екатеринбург, 02.04.2012. ООО КБ «Кольцо Урала» улучшило условия потребительского кредитования. Теперь кредиты ...

25.01.2012 Константин Богатырев: На рынке кредитования выживут те, кто принципиально поменяет подход. Мы это уже сделали!

На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил заместитель председателя правления банка «Кольцо Урала» Константин ...

11.02.2010 ООО КБ «Кольцо Урала»: Средняя ставка в сегменте потребительского кредитования колеблется от 22—24% до 35—40%

УрБК, Екатеринбург, 11.02.2010. Средняя ставка в сегменте потребительского кредитования сегодня колеблется от 22—24% до ...

11.02.2010 Потребительское кредитование: локомотив развития банковской сферы

На вопросы аналитического бюллетеня «VIP-консультант» ответил начальник департамента розничных продуктов банка «Кольцо ...

10.02.2010 Константин Богатырев: Потребительское кредитование станет локомотивом развития банковской сферы

На вопросы информационно-аналитического агентства «УралБизнесКонсалтинг» ответил начальник департамента розничных ...