Статьи

По греческому счету: Свердловская область готова занимать дальше

21 декабрь 2011 (16:00)

По греческому счету: Свердловская область готова занимать дальшеМинистерство финансов Свердловской области предлагает увеличить предельно допустимое значение государственного долга Свердловской области. Через три года этот показатель возрастет почти на 50 млрд. рублей и составит 76 млрд. рублей. Правительство называет эту цифру лишь прогнозом и уверяет: долг области не будет превышать 10% бюджета. Однако эксперты советуют властям крайне осторожно отнестись даже к самой идее возможности увеличения долга, иначе регион рискует повторить судьбу Греции.

В ходе вчерашнего заседания областного парламента депутаты приняли в первом чтении дефицитный бюджет. Размер отрицательного сальдо составил 11,6 млрд. рублей, впрочем, министр финансов Константин Колтонюк пообещал сократить его до 5 млрд. рублей за счет кредитов и выпуска облигаций.

Дебютные облигации Свердловская область уже выпустила. Размещение на ММВБ прошло удачно: спрос превысил предложение более чем в два раза. Займом в 3 млрд. рублей минфин планирует покрыть часть дефицита бюджета в уходящем году. Впрочем, ситуацию это не спасает: большая часть долга переходит на следующий год.

Налицо тенденция к росту регионального долга: в прошлом году бюджетный дефицит не превысил отметку в 10 млрд. рублей, и в целом 2010 год удалось закрыть без внешних займов. В этом же году область не только была вынуждена выйти на рынок облигаций, но и заложила в бюджет на следующие три года увеличение значений предельного долга: 46,5 млрд. рублей в 2012 г., 59 млрд. рублей в 2013 г. и 73,6 млрд. рублей в 2014 г. Это при том, что на 2011 год предельное значение, установленное минфином, составляло всего 27 млрд. рублей.

Возможный рост долговых обязательств уже вызвал недоумение у парламентариев

«Вы сказали, что если мы увеличиваем размер предельного долга, то это еще не значит, что мы им будем пользоваться. Но если мы даем свое согласие, то не исключено, что вы прибегнете к этой мере и достигнете планки в 73,6 млрд. рублей к 2014 году. Не слишком ли много мы берем на себя? Ведь можно в какой-то момент и надорваться», — поделился опасениями с министром финансов депутат Андрей Альшевских.

«Как фактически будет развиваться экономическая ситуация в стране и мире, думаю, спрогнозировать не может никто. Если ситуация резко ухудшится, значит, мы будем вынуждены принимать какие-то меры в сторону уменьшения расходов. Но ситуация может и улучшиться. Напомню, что в 2010 году и в 2011 году мы несколько раз за год вносили позитивные изменения в бюджет, а в 2010 году вообще ушли от займов. Та же самая политика будет в дальнейшем: будем рачительно подходить к расходам и разумно прогнозировать доходы», — ответил без подробностей Константин Колтонюк.

Общественность отреагировала куда менее сдержанно.

«Я дико извиняюсь, и долго мы так собираемся? Наращивать госдолг? Мы не США, на всякий случай, чтобы сколько надо, столько напечатать. Понятно, какое уж там строительство второй ветки метро. Большая часть бюджетных расходов — социалка. Резко нарастить собственные доходы в текущих условиях — это вряд ли. Так что или сокращать социалку, или стройными рядами к дефолту. Не так?» — задается вопросом в своем блоге телеведущий Евгений Енин.

В минфине призывают не нагнетать панику: увеличение предельного долга еще не означает фактического роста долговых обязательств. На сегодняшний момент реальный долг области ниже долга других субъектов и не превышает 10% бюджета. Сейчас эта сумма составляет 11,5 млрд. рублей, большую часть ее формируют госгарантии.

Финансовые аналитики усматривают в текущей ситуации тревожную тенденцию. Область не видела профицитного бюджета с 2007 года, тогда как у соседей — ХМАО и челябинцев — бюджеты-2012 бездефицитны, — так еще и сам дефицит увеличивается год от года. Если же пока теоретически допускаемый долг станет реальным, область рискует повторить греческий сценарий.

«Само по себе нарастание бюджетного долга не столь опасно, в случае если его рост сопоставим с экономическим. Высокий долг опасен тем, что значительная часть бюджета будет уходить на его обслуживание. И раньше или позже Свердловская область может подойти к сценарию Греции: необходимо будет либо сокращать долг за счет повышения налогов или распродажи госсобственности, либо этот долг приведет к банкротству региона. Эти меры как раз приводят к тому, что экономический рост замедляется. Это опасная ловушка, в которую уже попали страны периферийной Европы и в которую может попасть Свердловская область. Если в 2014 году мы достигнем планки долга в 73,6 млрд., это составит почти 50% бюджета, — это очень много, это уже красная зона риска. Еще не Греция, но больше в долг уже не дадут», — уверен финансовый аналитик Константин Селянин.

Впрочем, пока ситуацию еще можно развернуть в позитивное русло. Правда, за счет сокращения социальных расходов.

«Для того чтобы не разрастался дефицит бюджета, области важно сконцентрироваться не на том, как его финансировать, — в случае ухудшения ситуации на финансовых рынках возможности займов могут быть закрыты, — нужно сосредоточиться на других вещах. Во-первых, сокращать или хотя бы сдерживать расходы, в том числе социальные. Во-вторых — увеличивать доходы за счет роста экономики», — резюмировал Константин Селянин.

Полина Мудрова

Другие материалы по теме: