Обзор прессы
24.08.2011

«Уральский рабочий» и Александра Газизова: Отель «одна звезда», удобства во дворе

Скажите, как вам перспектива провести двухнедельный отпуск в туре по Монголии? Заманчиво, но… Египет и юг России предпочтительнее. Скучновато, конечно, зато удобно и безопасно. Оказывается, иностранцы рассуждают в отношении поездок в Россию так же, как мы, — о путешествии по Монголии. И хочется — и колется.

Как отмечают эксперты, в последнее время Россия становится все менее привлекательной страной для зарубежных туристов. Количество визитеров из развитых стран стремительно сокращается. Причина проста: не решаемые в течение многих лет проблемы с нехваткой гостиниц туристического класса, проблемная инфраструктура и дороговизна, а с начала 2011 года еще и сложности с получением визы.

Интересно, что на мрачном общероссийском фоне привлекательность Свердловской области в глазах зарубежных гостей растет. По крайней мере так считают в областном министерстве культуры и туризма.

По их данным, в текущем году регион посетило 4173 иностранных туриста. Экспертов ведомства эта небольшая, в общем-то, цифра радует. Они считают, что регион перспективен для самых разных видов путешествий: делового и событийного, культурно-познавательного, активного и самодеятельного, лечебно-оздоровительного и рекреационного, экологического и приключенческого, сельского туризма, охоты и рыбалки. С учетом данных сведений разработана программа развития туризма в Свердловской области» на 2011—2016 годы, которая включает в себя несколько проектов — культурно-познавательного и паломнического туризма «Духовный центр Урала» в Верхотурье, туристского кластера «Уральский меридиан» (где планируется развивать активный туризм — горные лыжи, яхтинг, спортивные и экстремальные туры, автотуризм) и множество других. Кроме того, планируется усовершенствовать и расширить парк «Оленьи Ручьи».

Однако далеко не все эксперты разделяют оптимистичные утверждения чиновников и их радужные прогнозы. Например, Вадим Винер, президент информационно-туристического центра Свердловской области, придерживается прямо противоположной точки зрения.

— Информация о растущей туристической привлекательности Свердловской области сильно преувеличена. И цифра 4173 никакой положительной динамики не отражает. Судите сами: когда-то власти называли это число, говоря только о дневной туристической посещаемости Верхотурья (обратите внимание, я говорю о туристах, а не о паломниках). Я как эксперт утверждаю: дело в том, что в области нет ни одного разработанного тура. Агентства не занимаются этим, на сегодняшний день им это невыгодно. Предприниматели боятся потерять деньги. С экскурсиями же дело иметь проще. Но какой, скажите, гражданин Великобритании полетит за тридевять земель ради пары экскурсий в Верхотурье и Сысерть? А потенциал, между прочим, у региона есть. Навскидку могу назвать несколько трендов, которые могут быть реализованы. Это туры по всем точкам, связанным с домом Романовых, границей Европы и Азии, это Чусовая. Да, топоним «Чусовая» у всех на слуху, но туризм там организован на уровне дворового клуба, если так можно выразиться. Кроме того, совершенно незаслуженно забыт Василий Никитич Татищев. А вот в Пермском крае его имя сделали брендом и зарабатывают на нем хорошие деньги.

Другая проблема — отсутствие грамотного пиара достойных внимания достопримечательностей. Вот вы знаете, где в нашей области можно увидеть подлинные творения Рембрандта и Гойи? Отвечу — в Ирбитском музее ИЗО. Но если об этом не знают даже местные жители, как узнает фанат искусства в Великобритании? В итоге даже Челябинская, Тюменская области и Ямал привлекают больше туристов, нежели наш регион. Хотя потенциал Свердловской области, безусловно, выше.

С экспертом здесь трудно не согласиться. Даже многие свердловчане никогда не бывали в «Оленьих Ручьях», а искупаться в Байкале и порыбачить на Ямале уже успели.

С другой стороны, может быть, наши туристические ресурсы не так уж привлекательны? Напомню, согласно последнему исследованию Всероссийского общества охраны природы, экологическая ситуация в Свердловской области признана худшей в стране.

Так стоит ли вообще рядиться в чужое платье, пытаться превратить опорный край державы в туристический центр? Например, другой промышленный регион, Пермский край, сейчас позиционирует себя как один из культурных центров России. Поддержка современного искусства — дело, безусловно, хорошее. Однако о том, окупаются ли огромные затраты на развитие прекрасного и нужно ли оно местным жителям, спорят много, и продолжаться споры будут еще долго. Власти, лоббирующие продвижение бренда Перми как культурной столицы УрФО и даже России, апеллируют опять-таки к росту туристической привлекательности края за счет увеличения числа всевозможных арт-объектов фестивалей, музеев и т. д. Заразились ли интересом к Перми иностранцы — большой вопрос.

— По долгу службы я часто бываю в Перми на фестивалях, — рассказывает Ирина Кудрявцева, специалист Екатеринбургского центра современного искусства, — и не могу сказать, чтобы иностранцы бродили в это время по городу толпами. Я, конечно, не располагаю точными цифрами, могу поделиться только личными наблюдениями. Должна сказать, что представителей иностранной прессы на этих мероприятиях бывает немного. Вообще иностранцы чаще фигурируют как участники фестивалей, а не как зрители.

Пожалуй, единственный вид туризма, который не вступает в конфронтацию с областным статусом опорного края России, — деловой. По данным конгресс-бюро Екатеринбурга, свыше 85% туристов посещают столицу Урала с целью участия в деловых мероприятиях. Ежегодный рост количества деловых туристов составляет 25—30%, а иностранных деловых туристов — до 70%.

— Бизнес-туризм сосредоточен именно в административном центре области, Екатеринбурге. Сама область обделена вниманием данного сегмента туристов по объективным причинам. В первую очередь это связано с отсутствием инфраструктуры для размещения иностранцев. Гостиничный и ресторанный бизнес нигде, кроме Екатеринбурга, не развит, — резюмировала работница одного их екатеринбургских турагентств Алиса Тулисова.
Вернуться в раздел » Обзор прессы
Материалы по теме
03.10.2013 ГБУ СО «Центр развития туризма Свердловской области»: возможности туристической отрасли региона велики

УрБК, Екатеринбург, 03.10.2013. Современная туристская индустрия — высокодоходная и динамично развивающаяся отрасль ...

03.06.2013 Центр развития туризма Свердловской области потратит 6 млн рублей на рекламу

УрБК, Екатеринбург, 03.06.2013. Государственное бюджетное учреждение Свердловской области «Центр развития туризма ...

09.10.2012 Все включено: эксперты отрасли ищут способы развития въездного туризма

На сегодняшний день и туристические фирмы, занимающиеся въездным туризмом в Свердловской области, и региональные власти ...

27.09.2012 Программа развития Верхотурья вышла на заключительную стадию согласования

УрБК, Екатеринбург, 27.09.2012. В ближайшие несколько лет необходимо сделать Свердловскую область узнаваемой не только ...

19.08.2010 ЕБМТ «Спутник»: Туристические компании готовы обслуживать большой поток туристов в Верхотурье, вопрос в том, где их взять

УрБК, Екатеринбург, 19.08.2010. «Въездной туризм Верхотурья можно поднять, только если улучшить качество обслуживания ...