VIP-Интервью
15.08.2011

Виктор Михальчук: Ситуация для развития внутреннего туризма на Южном Урале вполне благоприятна

Президент Ассоциации туристических организаций Челябинской области Виктор МихальчукНа вопросы Южно-Уральской редакции ИАА «УралБизнесКонсалтинг» отвечает президент Ассоциации туристических организаций Челябинской области Виктор Михальчук.

— Виктор Алексеевич, как Вы оцениваете туристический потенциал Южного Урала?

— Южный Урал обладает значительным потенциалом для развития внутреннего туризма. Во-первых, это богатые природные ресурсы региона: горы, озера, леса, национальные парки (Зюраткуль, Ильменский заповедник, Таганай). Во-вторых, это исторические достопримечательности, главной из которых, несомненно, является Аркаим. В-третьих, в Челябинской области довольно развитая инфраструктура: гостиницы, развлекательные центры, санатории, базы отдыха. Таким образом, ситуация для развития внутреннего туризма на Южном Урале вполне благоприятна.

В нашем регионе действительно очень много вариантов времяпрепровождения. Это и сплавы по рекам, и конные туры, спелеотуризм, рыбалка, дайвинг, паломнические туры и набирающий популярность промышленный туризм… Не секрет, что Челябинск и область неразрывно связаны в сознании у многих потенциальных туристов (в том числе и у иностранцев) именно с производством. Вполне можно устроить экскурсии на наши знаменитые предприятия — ЧТЗ, УралАЗ и другие — и поставить все это «на поток».

Другое дело, что никто просто ничего не знает. Информация — это та же реклама. Вы ведь не купите машину просто так, не узнав ее технических характеристик, марки, цвета. Прежде чем купить что-то крупное, вы сначала «перероете» кучу информации, перечитаете отзывы, помучаете консультанта и только тогда примите решение. Так и с туризмом в Челябинской области. Кто захочет к нам ехать, ничего не зная о месте? Сейчас все всё досконально изучают, чаще через Интернет, а потом уже едут. А у нас и изучить-то негде.

— Но в том же Интернете размещено много негативной информации об экологии области…

— Да, СМИ в свое время сработали против имиджа региона. Прошлый опыт работы на выставках показал, что топографический термин «Челябинская область» отпугивает людей — наш стенд попросту обходили стороной. И тому есть объяснение — во всем мире считают, что наша область является радиоактивной свалкой. Трудно враз переломить сложившееся десятилетиями мнение и доказать людям, что регион, особенно его горнозаводская зона с заповедниками и национальными парками, является одним из чистейших в мире.

— Как тогда повысить информированность потенциальных туристов о Челябинской области?

— Необходимо серьезно подойти к этой стороне вопроса: создать информационный портал об отдыхе на Южном Урале. Здесь можно будет изучить достопримечательности нашего региона, самостоятельно распланировать маршрут посещения с помощью интерактивных карт области, забронировать нужную гостиницу, получить консультацию специалиста. Уверен, что наличие такого портала поможет улучшить имидж области и привлечь к нам туристов и дополнительные инвестиции в развитие курортно-туристической инфраструктуры.

— Какие еще условия необходимы, чтобы наш регион превратился в один из крупнейших туристических центров?

— Прежде всего, для повышения конкурентоспособности нашего региона нужны свежие решения и конкретные проекты, что, собственно, мы и пытаемся сделать. С нашей точки зрения, для привлечения туристов в Челябинскую область необходимо формировать новые привлекательные туристские предложения, развивая существующие маршруты.

Кроме того, необходимо строительство новых объектов размещения — гостиниц, пансионатов и др., — которые создадут новые предложения на туристском рынке и станут дополнительным конкурентным преимуществом в межсезонный период.

Обязательным условием для комфортабельного отдыха является чистота дорог, улиц, помещений и других мест пребывания туристов. Обеспечение санитарных норм на туристических маршрутах должно стать одной из первоочередных задач администраций муниципальных образований.

Другой не менее важной проблемой является слабая подготовка сотрудников по внутреннему туризму, другими словами, в нашем регионе достаточно низкий уровень сервиса. Нехватка квалифицированных специалистов, осуществляющих деятельность в сфере въездного туризма, отрицательно сказывается на качестве туристских услуг и, следовательно, приводит к снижению туристского потока. Между тем у нас есть много очень трудолюбивых и инициативных людей, готовых работать в сфере туризма. На сегодняшний день в Челябинске и области функционирует достаточно много факультетов, связанных с гостиничным делом и туризмом. Думаю, студенты были бы рады работать на объектах, а не заниматься только теорией. К тому же если обратить внимание на уровень безработицы, то создание новых рабочих мест в местах, отдаленных от Челябинска, было бы положительным фактором для развития экономики области. К тому же вкладывать большие деньги в обучение, например, горничных не нужно. Для инвестора это немаловажно.

Строительство новых объектов туристской инфраструктуры в Челябинской области, благоустройство территорий, кадровое обеспечение позволит повысить привлекательность региона и сделать его одним из крупнейших туристических центров страны.

— Свердловская область также стала проявлять активность в продвижении бренда территории на туристическом рынке. У нас есть конкурентные преимущества перед соседями?

— Конечно, есть. Не секрет, что именно в нашей области сосредоточено огромное количество озер. Кроме возможностей простого пляжного отдыха, многие озера дают еще и возможность оздоровиться. Так, например, озеро Сладкое, которое пользуется исключительной целебной славой. Вода озера существенно укрепляет иммунную систему, исцеляет различные заболевания суставов и кожи. И такое озеро не единично.

Наши горнолыжные курорты более разнообразны, чем в Свердловской области, а главное — обладают высоким потенциалом для развития. Например, в Абзаково или на озере Банном или на Завьялихе (под г. Трехгорный) — горнолыжные курорты уже оборудованы по последнему слову техники, а для Солнечной Долины в Нижнем Атляне на горе Известной планируется серьезное развитие.

— При участии вашей Ассоциации была разработана программа развития туризма. Что она из себя представляет?

— Челябинская Ассоциация туристических организаций действительно активно участвовала в создании целевой программы «Развитие туризма Челябинской области до 2016 года». Ее основной целью является создание благоприятных экономических условий в Челябинской области для дальнейшего устойчивого развития туризма и формирования благоприятного имиджа области.

Проектом программы предусмотрена организация шести туристических кластеров (объединений): «Этническая деревня», «Владения Хозяйки Медной Горы», «Край 3 тысяч озер» (Санатороград), «Страна степных городов», «Малахитовое ожерелье Урала», «Великий шелковый путь». Каждая зона характеризуется многофункциональностью, другими словами, мы постарались объединить в каждом кластере максимальное количество вариантов отдыха: оздоровительный, пляжный, экскурсионный, спортивный, приключенческий, детский туризм. Проект получился оптимистичным: наш регион действительно интересен и перспективен.

— Какой объем финансирования требуется на реализацию программы?

— Цена вопроса от 500 до 700 млн. рублей на пятилетие. Но, к сожалению, на данный момент Программа погрязла в чиновничьих кабинетах, и о ее судьбе мало что удается выяснить.

— Южноуральская туриндустрия сегодня является привлекательной сферой для инвестирования?

— В целом, в Челябинской области созданы неплохие условия для инвесторов.

Региональное минэкономразвития сформировало свободных земельных участков, под строительство инвесторами санаториев, баз отдыха. Надеюсь, этот список будет постоянно обновляться и послужит основой для работы с потенциальными зарубежными и отечественными инвесторами. В перечне указаны свободные участки и все прилегающие к ним инфраструктурные объекты — дороги, газоснабжение, водоснабжение, источники энергии. Участки имеют разную площадь, располагаются на берегах озер. В настоящее время в документ включены 47 земельных участков с расположением в центральной и северной частях нашей области.

Правительство Челябинской области гарантирует каждому инвестору индивидуальный подход и административное сопровождение при реализации проекта по принципу «одного окна». Кроме того, предпринимателям обещают возместить часть процентов по инвестиционным кредитам.

К тому же у нас в регионе хорошо развита инфраструктура: железная дорога, автомагистрали, газо- и электросети. Плюсом идет тот факт, что Челябинская область удобно географически расположена — в центре России. И у нас неплохая климатическая зона, большое количество туристических объектов как природного, так и исторического значения. Кроме того, в области здоровая политическая атмосфера — стабильная, без потрясений. А, как известно, бизнес любит законность и спокойствие, только тогда он хорошо развивается. Это важно учитывать.

— Какие факторы сдерживают развитие туризма в Челябинской области?

— Если говорить поверхностно, то среди основных проблем можно назвать некачественные дороги, зачаточное состояние придорожного сервиса (отсутствие туалетов вдоль дорог, малое количество дорожных отелей), отсутствие здоровой конкуренции в гостиничном бизнесе, завышенные цены на отдых, низкий уровень сервиса в санаториях и на базах отдыха… Но при более глубоком рассмотрении вопроса можно выделить причины этих проблем — недостаточное финансирование и, как я уже говорил, недостаточная информационная освещенность.

Если будут строиться новые рекреационные объекты, восстанавливаться и реконструироваться старые, туристам будет из чего выбирать. Когда начнут «биться» за клиента, повысится качество сервиса. Вопрос, действительно, упирается в финансирование. Областные власти не уходят от разговоров о проблемах внутреннего туризма, но и существенно помочь тоже не могут. Возможно, выходом из этой ситуации стала бы возможность выгодного инвестирования, т.е. правовые и налоговые льготы, предоставляемые государством таким инвесторам. Стоить обратить внимание на то, что высокие цены на услуги туризма обусловлены стоимостью аренды земли, энергоносителей, возросшими налогами. Решать эти вопросы необходимо совместно с органами власти, с которыми, надеюсь, мы сможем найти общий язык по этой проблеме.
Вернуться в раздел » VIP-интервью
Материалы по теме
01.07.2014 Китайцы увидели медаль с метеоритом и заинтересовались достопримечательностями Южного Урала

29 июня в Пекине завершилась международная туристская выставка «BITE – 2014», в которой впервые приняла участие ...

27.09.2012 Программа развития Верхотурья вышла на заключительную стадию согласования

УрБК, Екатеринбург, 27.09.2012. В ближайшие несколько лет необходимо сделать Свердловскую область узнаваемой не только ...

08.11.2011 До 2016 года на развитие туризма в Челябинской области предполагается потратить 13 млрд. рублей

УрБК, Екатеринбург, 08.11.2011. 13 млрд. рублей составляет общий объем финансирования по первой межведомственной ...

19.10.2011 Стоимость программы развития туризма на Южном Урале оценивается в 13 млрд. рублей

УрБК, Челябинск, 19.10.2011. Сегодня на заседании правительства Челябинской области была рассмотрена новая программа ...

12.08.2011 Виктор Михальчук: Ситуация для развития внутреннего туризма на Южном Урале вполне благоприятна

На вопросы Южно-Уральской редакции ИАА «УралБизнесКонсалтинг» отвечает президент Ассоциации туристических организаций ...