Обзор прессы

«Деловой квартал» и Михаил Старков: Уральским производителям алкоголя предсказали крах

30 май 2011 (14:54)

В первом квартале 2011 г. дистрибьюторы Свердловской области закупили алкоголя на 29% меньше, чем в прошлом году. Эксперты считают, что дальнейшее снижение продаж заставит уйти с рынка региональных производителей, мощности которых загружены меньше чем на 50%.

Выпуск алкогольных напитков в УрФО сократился до критической отметки, указывает Татьяна Алексеева, президент совета НП СРО «Общественный комитет по регулированию рынка алкогольной и спиртосодержащей продукции». По данным межрегионального управления Росалкогольрегулирования, Среднеуральский винзавод использует 48% мощностей, завод «Знак качества» (бывший «Тагилводка») — 17%, Екатеринбургский виншампанкомбинат (ЕВШК) — 14%. Местные производители алкоголя, считают эксперты, входят в группу риска, которая в ближайшие 2-3 года может потерять рынок. Илья Борзенков, генеральный директор компании Alcomagia: «Региональным игрокам вообще непросто живется в России, но в алкогольном бизнесе особенно.

Из провинции труднее вести диалог с регулирующими органами — таких возможностей существенно больше у федеральных компаний. Что касается размера компании, то он не так важен: давление государства на алкогольный рынок распространяется довольно равномерно — и на крупные, и на небольшие предприятия». Другие уверены, что уход местных производителей напрямую связан с реформой алкогольного рынка, первым этапом которой стало перелицензирование. В 2010-2011 гг. Росалкогольрегулирование пыталось аннулировать лицензию у ЕВШК за отсутствие данных об обороте этилового спирта и у Среднеуральского винзавода, напитки которого не соответствовали ГОСТу. Свердловский арбитражный суд посчитал наказание слишком строгим, но, пока предприятия простаивали, ритейлеры нашли их продукции замену.

По мнению Вадима Дробиза, директора Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (Москва), государство усиливает позиции не только как регулятор алкогольного рынка, но и как его участник. Эксперт прогнозирует, что в ближайшие 2-3 года рынок алкоголя перераспределится в пользу Росспиртпрома, управляющего одиннадцатью частно-государственными предприятиями. Г-н Дробиз: «Год назад Росспиртпром заявил, что претендует на 30% отечественного рынка водки и ликеро-водочных изделий. И по большому счету, реформа затеяна ради этой цели. Сейчас доля Росспиртпрома составляет 10%, еще примерно 50% держат 10-15 крупных частных производителей водки вроде «Синергии», «Русского алкоголя» и др. Остальные 40% рынка, принадлежащих региональным компаниям, будут перекраивать».

Вадим Дробиз видит два фактора, способствующих уходу местных производителей. Первый — сокращение числа дистрибьюторов. За полтора года в УрФО их стало на 32% меньше: 19 лицензий аннулировало Росалкогольрегулирование, 55 свернули бизнес добровольно, 23 не стали продлевать лицензию по окончании срока. Тем, кто остался, весь ассортимент алкогольной продукции не нужен. Особенно это касается конкурирующих товарных марок. Второй фактор — рост акцизов. Если в 2011 г. реальной ценой бутылки водки считается 130 руб. (все, что укладывается в диапазон 98-110 руб., — нелегальная продукция), то в 2012 г. водка подорожает до 145 руб., а затем — до 170. Эксперты сходятся во мнении, что при ограниченной покупательской способности легальный рынок алкоголя будет сокращаться, причем за счет региональных игроков: Росспиртпром и крупные компании терять доходы не захотят. За водкой последуют коньяк и шампанское.

Поддержать местных производителей могли бы главы регионов, предоставив им преференции. Говоря об административном регулировании рынка, наблюдатели приводят в пример Нижегородскую область, где губернатор Валерий Шанцев распорядился увеличить продажи регионального алкоголя с 20 до 50%. Однако, по словам Дмитрия Лебедева, руководителя управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по УрФО, первые лица отраслью не интересуются. В налоговых доходах Свердловской области акцизы составляют 0,2% (в целом по России — в 10 раз больше). Г-н Лебедев: «За полтора года ни один руководитель региона не пожелал встретиться и обсудить, как поддержать предприятия алкогольного рынка, чтобы они приносили бюджету больше денег. Ни один из руководителей налоговой службы не сказал, что регион собирает мало акцизов».

Оппоненты, впрочем, указывают, что Свердловская область уже пыталась оказывать протекционизм. Было время, когда министерство торговли, питания и услуг выдавало лицензии на оптовую и розничную торговлю спиртным при условии, что предприятия обязуются продавать не менее 30% продукции местных производителей. Вера Соловьева, экс-министр торговли: «Мы никого не лишали лицензии, даже если они нарушали условия договора, — только воспитывали, взывали к чувству патриотизма. Зато наши производители хоть как-то были представлены в магазинах». Однако производителям алкоголя 30%-я квота не помогла — заводы пришли в упадок. По мнению Кирилла Шлаена, экс-гендиректора дистрибьюторской компании «Омега Групп» (в кризис ушла с рынка), региональные производители алкоголя выпускают продукцию, которая не выделяется ни ценой, ни качеством. «Одним из лидеров продаж в Свердловской области была башкирская водка. Но трудно представить, чтобы продукция местных заводов пользовалась популярностью в Башкирии, — говорит он. — Тем не менее с изменениями правил игры выживать придется даже предприятиям, которые пользуются покровительством чиновников. А уральские заводы, скорее всего, прекратят свою деятельность. Повышение акцизов будет этому способствовать».

В НП СРО «Общественный комитет по регулированию рынка алкогольной и спиртосодержащей продукции», впрочем, сообщили, что намерены поддерживать производителей, входящих в партнерство. ЕВШК и «Знака качества», правда, в их числе нет. Связаться с руководителями предприятий «ДК» не удалось.

Другие материалы по теме: