Статьи
26.05.2011

Закон о торговле: легче отрасли не стало

Фотография предоставлена пресс-службой Союза промышленников и предпринимателей Ожидавшийся когда-то как революционный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» на самом деле существенно не повлиял на отношения ретейлеров и поставщиков. К такому выводу пришли члены комитета Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей по развитию малого и среднего бизнеса. Производители по-прежнему говорят о дискриминации со стороны сетевиков, но о попытках изменить федеральный законодательный акт оппоненты, похоже, уже забыли.

Закон свеж, и практика по нему пока нарабатывается. Мир между поставщиками и торговлей еще все-таки не наступил.

Представители областного министерства торговли как классический привели следующий пример: поставщик сети Metro хочет увеличить цену на свою продукцию, при этом о цене в договоре речи вообще не шло, поэтому ретейлер просто нашел строптивому партнеру замену, выставив его из магазина. Разумеется, поставщик таким поворотом событий остался недоволен.

Вообще, больше всего вопросов вызывает 9-я статья ФЗ — о регулировании торговой деятельности. В ней оговариваются действия торговых сетей и поставщиков. Субъекты, осуществляющие торговую деятельность, должны выполнить два условия: обеспечение информации об условиях отбора контрагентов и существенные условия такого договора.

Для производителей и поставщиков есть и третье условие — предоставить информацию о качестве и безопасности товара. Причем эта информация должна предоставляться не по факту поставки, а уже на стадии заключения договора и документально подтверждаться.

«Если у торговых сетей и крупных поставщиков есть сайты и они могут разместить такую информацию, то как быть маленьким продовольственным магазинам на селе с одним рабочим местом? Они тоже попали под действие этой статьи. Вызывает вопрос цена и технология оплаты. Пока нет мер административного воздействия за нарушения статьи 9, а хотелось бы, чтобы они были», — заявила заведующая кафедрой коммерции и экономики торговли УрГЭУ-СИНХ, бывший министр торговли Свердловской области Вера Соловьева.

Несмотря на то что закон действует и контроль за его исполнением надзорными ведомствами осуществляется, меньше нарушений в сфере торговли не стало.

«Формально к нам поступают лишь единичные обращения. В основном жалобы и проблемы обсуждаются на совещаниях, обращаться к нам боятся», — пояснила руководитель Управления ФАС РФ по Свердловской области Татьяна Колотова.

Кстати, главная задача закона, о которой много говорили на стадии обсуждения его проекта, — снижение цен — осталась нереализованной. Свердловская область по-прежнему находится в числе пяти самых дорогих регионов России, и цены продолжают расти.

Цена и качество по-прежнему остаются самыми главными критериями при покупке. В регионе много крупных игроков рынка, и именно конкуренция способна решить вопрос о высоких ценах.

Директор по продажам ООО «Ашан» Андрей Орлов признает: цены приходится сдерживать путем точных согласований цен в контрактах в каждом конкретном случае. Какой-либо системы нет.

Региональные ретейлеры, в свою очередь, говорят об административном прессинге со стороны властей, от чего избавлены зарубежные сети.

«Местным торговым сетям порой сложнее на рынке, ведь государство просит поддерживать местного производителя. Поэтому мы вынуждены выставлять на полки товар, который не пользуется спросом. Если наша торговая сеть откажет им в поддержке, работники предприятия просто окажутся на улице», — добавил Игорь Ковпак.

В качестве примера президент сети «Кировский» привел некую компанию из Богдановича, производящую невостребованную тушенку, реализацию которой в качестве социальной нагрузки власти возложили на его магазины.

Итак, закон о регулировании торговли действует менее полутора лет, но все еще проходит обкатку на практике. Ретейлеры и поставщики организационно уже перестроились под новые правила игры — кто-то видит существенные улучшения, кто-то продолжает испытывать трудности. Но первая общая нервная реакция уже прошла. По крайней мере, в последнее время ничего не слышно об идее необходимости радикальной корректировки закона, которая в первые месяцы его действия обсуждалась едва ли не еженедельно.

Анастасия Куликова
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
19.11.2010 Свердловское УФАС РФ: Торговые сети продолжают создавать дискриминационные условия для деятельности поставщиков

УрБК, Екатеринбург, 19.11.2010. Руководитель Свердловского УФАС РФ Татьяна Колотова приняла участие в Евразийском ...

09.03.2010 Вице-президент торговой сети «Супермаркет «Кировский» Лев Ковпак: Чтобы восполнить потери на бонусах от поставщиков, мы просим их снизить стоимость на свою продукцию

УрБК, Екатеринбург, 09.03.2010. «Новый закон о торговле вполне логично регулирует хозяйственную деятельность ...

01.02.2010 Закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» вступил в силу

УрБК, Москва, 01.02.2010. С сегодняшнего дня вступил в силу закон о торговле, подписанный Президентом РФ в конце 2009 ...

25.12.2009 Совет Федерации РФ одобрил Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

УрБК, Москва, 25.12.2009. Совет Федерации РФ одобрил Федеральный закон «Об основах государственного регулирования ...

18.12.2009 Вице-президент торговой сети «Супермаркет «Кировский» Лев Ковпак: Введение запрета торговым сетям с 25%-й долей рынка продовольственных товаров открывать новые магазины может осложнить развитие в небольших городах

УрБК, Екатеринбург, 18.12.2009. «Честно говоря, я не понимаю, для чего нужен принятый закон о торговле. Все компании, ...